В центральной части Москвы
Далее, каковы наши основные принципы и концепции метростроения?..
Мы считаем, что расстояние между станциями должно быть не менее полутора километров. Иначе эксплуатационная скорость поездов не будет соответствовать технической необходимости. Хотя в некоторых городах и столицах расстояние между станциями сокращено до 500—800 метров. Но ведь город наш огромен, частые остановки для нас просто неприемлемы.
В центральной части Москвы мы строили и строим только линии глубокого заложения. Историческая часть столицы должна быть сохранена. Такой способ, конечно, требует дополнительных исследований — геологических, гидрологических, исторической застройки города. Увеличиваются затраты средств, трудоемкость, материалоемкость, техническое обеспечение значительно возрастают.
Ну а линии, которые удалены от центра,— условно их можно назвать периферийными — мы стараемся строить способом мелкого заложения. Затраты и время значительно сокращаются, повышается эффективность, и, потом, ведь линия мелкого заложения удобна для пассажиров: экономится время спуска на станцию и выхода из нее. Такому методу способствует и сама система градостроительства, наш генплан. Новая линия метро, как правило, проводится туда, где строится новый жилой район.
Правда, строительство линий мелкого заложения и наземных линий вызывает и свои трудности. И мы с ними уже столкнулись. Это проблемы охраны окружающей среды. Ведь шум движения поездов, вибрация в этом случае увеличиваются. Одна проблема вызывает другую. Вагоны… они должны быть не только облегченными, комфортабельными, обладать скоростью свыше 100 километров в час, но и быть бесшумными… Пока еще такие вагоны только разрабатываются. А ввод их в эксплуатацию чрезвычайно важен, ведь на сегодня при строительстве линий мелкого заложения, чтобы изолировать строящиеся объекты от шума, мы отнимаем у градостроителей по каждую сторону метропути не менее 40 метров территории. Так что тут есть свои противоречия, которые, конечно, будут преодолеваться. Однако принцип, генеральная линия нашего метростроения и в экономическом, и в техническом, и в социальном планах — правильные.
— Пожалуйста, несколько слов о художественном и архитектурном оформлении станций… Ведь эти вопросы неотделимы от понятия «идеология строительства», его научных и технических принципов, прогресса…
— Безусловно. Мы считаем, что наше столичное метро отражает нашу эпоху и даже ее отдельные периоды. Вот станции первой очереди — от Сокольников до Крымской площади… Там было много поисков, были большие и меньшие удачи, но там есть истинные взлеты искусства архитектуры — музыки времени, остановленного в камне, творения талантливых художников и скульпторов…