Почему грудным и маленьким детям нужны пеленки?
Тело новорожденных и маленьких детей отличается тем, что оно быстро растет и изменяется. Способность малышей делать разные вещи – например, контролировать опорожнение мочевого пузыря и кишечника – увеличивается по мере того, как растут и крепнут их мышцы и нервная система.
Когда у человека мочевой пузырь заполняется мочой, рецепторы растягивания, расположенные в стенке мочевого пузыря, посылают сигнал в мозг, а мозг выдает команду опорожнить его. Но большинство людей могут сдержать позыв к мочеиспусканию, управляя сфинктером уретры. Сфинктер – это круговая мышца, расположенная в месте, где мочевой пузырь открывается в уретру (проход, через который моча выходит из организма). Маленькие дети еще не могут управлять этой мышцей. И, кроме того, мозг маленького ребенка еще не способен связывать ощущение переполненного мочевого пузыря с тем, что за ним последует испускание мочи. В организме грудных и маленьких детей мочеиспускание происходит часто и автоматически – как рефлекс. Пеленки (вместо которых в настоящее время все чаще используются одноразовые пеленки, известные как памперсы) как раз и нужны для того, чтобы можно было поддерживать в чистоте ребенка и его окружение. Но между двумя и тремя годами дети начинают понимать сигналы своего организма и могут уже понемногу управлять своими мышцами. В это время их можно «приучать к горшку», то есть учить пользоваться туалетом.
Примерно также обстоят дела и с испражнением («каканием»). Когда прямая кишка заполняется калом, расположенные в ней нервные окончания передают такой же сигнал в мозг, а мозг дает команду опорожнить прямую кишку. Но для опорожнения прямой кишки необходимо, чтобы человек сознательно расслабил анальный сфинктер – круговые мышцы вокруг заднего прохода; это необходимо для того, чтобы кал мог выйти из организма. Для того чтобы дети научились это делать – как и при опорожнении мочевого пузыря, – надо, чтобы они научились понимать сигналы, которые подает их организм, и как следует управлять своими мышцами.