Каким образом авиадиспетчеры узнают, где в небе находятся самолеты?
ДЛЯ обнаружения местонахождения самолетов в воздухе авиадиспетчеры используют радар – невидимые «полосы» энергии, которые называются радиоволнами (они подобны световым волнам, которые мы можем видеть). Эти волны подобны тем, которые используются в радиовещании, но имеют более высокие частоты.
Испускаемые радиоволны распространяются по прямой линии с постоянной скоростью; эти волны испускаются с помощью антенн во всех направлениях. Встретив на своем пути какие-нибудь объекты, например самолеты, они отражаются от этих объектов и возвращаются на приемное устройство.
В приемнике отраженные сигналы анализируются и подвергаются электронной обработке, так что в конечном итоге на экране радара, представляющем небо, появляются изображения самолетов. Авиадиспетчер может определить, на каком расстоянии находится объект, по тому, как быстро возвратится отраженный сигнал. С помощью радаров можно узнать, на какой высоте, с какой скоростью и в каком направлении летит самолет. На больших самолетах имеются собственные, установленные на их борту радары.
Они необходимы для того, чтобы сообщать пилоту о высоте полета (расстоянии от земли) и чтобы предупреждать пилота о возможных помехах на пути следования. Но на маленьких самолетах бортовых радаров нет. Авиадиспетчеры регулируют движение самолетов в районе аэропорта таким образом, чтобы они находились на безопасном расстоянии один от другого, а также контролируют взлет и посадку самолетов. Авиадиспетчер может помочь самолету приземляться в условиях густого тумана – наблюдая за его полетом на экране радара и передавая по радио необходимые инструкции пилоту.
Радар способен определять местонахождение, движение и даже размер и форму объектов, находящихся на очень больших расстояниях, поэтому он используется для множества других целей. Примерами других применений радара могут служить судовождение, обнаружение штормов, прогнозирование погоды, составление карт и исследование космоса.